Внародных сказках северных краев Скайрима
редкий персонаж встречается чаще, чем мать-дымок: призрачная женщина,
заманивающая наивных путешественников на погибель, крадущая детей и несущая
возмездие тем, от кого пострадала при жизни.
В
Тамриэле существуют другие подобные истории: мелузаны с острова Строс М'Кай,
которые заманивают корабли на скалистые отмели и пожирают души моряков;
змееподобные шалассы Чернотопья; валенвудские амроналы.
Но, в
отличие от этих мистических существ, Матери-дымки, как считает большинство
ученых, существуют на самом деле. Достоверные сообщения об увиденных
Матерях-дымках хоть и нечасты, но уже слишком многочисленны, чтобы их
игнорировать. Далее представлен краткий обзор того, что можно извлечь из
провинциальных легенд, и основные теории о том, чем собственно эти существа
могут являться.
Матери-дымки
Большинство
преданий сходится в отношении ряда основных фактов о матерях-дымках. Они всегда
женского пола. Они принимают форму человеческих (по словам некоторых,
эльфийских) призраков, окутанных дымкой и облаченных в гнилые лохмотья. Они
владеют морозной магией и редко появляются в умеренном климате.
Однако
в остальном предания значительно расходятся. В некоторых говорится, что это
духи, ищущие упокоения. В других - что это последнее, что осталось от снежных
эльфов, некогда правивших Скайримом. В каких-то источниках говорится, что они в
основном обитают в Хьялмарке (или просто на севере), но другие помещают их в
забытые места, на горные вершины в далеких Джерольских горах.
Большинство
уважаемых ученых отвергает эти рассказы, предпочитая основываться на ряде
документированных случаев последних лет. Так возникли две основные теории.
На
основе глубоких исследований некромантии и культуры айлейдов Сиродила, Мастер
Садрен Сарети утверждает, что мать-дымок - это некрологическое состояние,
разновидность лича, развившаяся в рамках ныне забытой культуры Первой эры.
Согласно этой теории, они - не просто призраки, а секта могущественных
волшебниц, достигших вечной жизни после смерти.
С
другой стороны, Лидетта Вилиан из Синода доказывает, что матери-дымки вовсе не
нежить, а элементальные проявления самого Нирна. Отмечая ряд схожих черт со
спригганами и ледяными привидениями, она утверждает, что по сути матери-дымки
являются элементальными олицетворениями снега или тумана, по самой своей
природе наделенные силой их стихии, а не управляющие ею с помощью колдовских
наук.
Пряди
Согласно
большинству рассказов, мать-дымок привлекает своих жертв призрачно светящимися
огоньками - прядями. Хотя изначально они бездейственны, впоследствии эти
существа атакуют совместно с нею, отвлекая жертву и высасывая ее жизненную
силу.
Согласно
расхожей легенде, эти существа - духи прежних жертв матери-дымка. Эти духи дают
ей дополнительную силу, так что всем, кто надеется ее уничтожить, следует
сперва освободить души убитых ею.
При
таком описании ученые наверняка вспомнят блуждающие огоньки - редких и опасных
обитателей болот южного Тамриэля. Как ни странно, сиродильские легенды
неизменно описывают блуждающие огоньки как одиноких хищников, в то время как
пряди матери-дымка живут в неком симбиозе с им подобными.
Вилиан
утверждает, что эти блуждающие огоньки – это подвид прядей, падальщиков,
заманивающих жертв к матери-дымку и питающихся психоэфирной энергией, что
высвобождается при убийстве. Будучи взаимно зависимыми падальщиками, они
наверняка не отличаются той же грозной защитой, какой обладают их
собратья-хищники, и потому куда более уязвимы.
С
другой стороны, Сарети доказывает, что пряди по сути - лишь эманации или
магические творения матери-дымка, а не самостоятельные существа. В
подтверждение приводится один случай, когда один искатель приключений прикончил
мать-дымка и увидел, как пряди тут же погибли вместе с нею, хотя этот источник
признается крайне ненадежным.
В
целом же остается признать, что мнения ученых о матерях-дымках и прядях остро
расходятся, и в ближайшее время вряд ли здесь что-то изменится. Тем не менее,
все источники соглашаются в одной важной мысли: существа эти крайне опасны и
следует избегать их любой ценой.